Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
17:40
27 Апреля, суббота
Найти
07 Сентября 2018 Количество просмотров новости: 1438

Место, где музыку можно потрогать. В Ревде открылась первая Школа диджеев

Начался новый учебный год. Свои двери распахнули все школы города. Но мало кто знает, что в Ревде работает еще одно, необычное «образовательное учреждение» — Школа диджеев. И в ней пока всего один учитель — певец и диджей Кирилл Некрасов. Мы решили посмотреть, что это за музыкальный Хогвартс, и самим попробовать — легко ли быть настоящим «дискжокеем».

Кирилл Некрасов — первый диджей-учитель в нашем городе, основатель Школы диджеинга.

Электронную музыку можно сделать живой

— Слушай, DJ-школа (для удобства мы в дальнейшем заменим англицкие «DJ» на русскоязычную версию «диджей» — ред.) — это ведь очень, скажем так, нестандартное явление для Ревды. Я бы даже сказал, специфическое. Это направление вообще как-то в нашем городе живет?

— Есть такая группа во «Вконтакте» — «Best Party Project». Я создал ее давно, но долгое время она была заморожена. В ней я продвигал культуру клубной музыки. И вот, примерно год назад, снова начал ее «прокачивать». Мы начали общаться с екатеринбургским топовым диджеем Сергеем Чалиным. Его многие знают в клубной среде, на радио «Пилот» выходят его миксы. И он мне как-то сказал: «Надо вам в Ревде создать промо-группу для продвижения клубной музыки». А она есть. И мы начали ее снова пополнять событиями, музыкой, объявлениями. И вот, пришли к идее создания первой в городе школы диджеев.

 

— А есть необходимость?

— Определенно необходимость есть. Ведь в Ревде нет клубной культуры как таковой. Я сейчас говорю не о клубах и барах, куда молодежь ходит тусоваться. Я про саму музыку. Это целое искусство. Музыка — она и есть музыка. Даже электронная она живая, так как способна вызывать чувства и эмоции. И зависит это от двух факторов. От диджея, который грамотно ее делает. И людей, которые наслаждаются, слушая ее.

 

— Значит, сам ты бывал в подобных школах для диджеев?

— Я обучался, в основном, сам. Дома программы разные изучал, играл на вечеринках. Мастер-классы стал брать, когда познакомился с Сергеем Чалиным; учился у него новым технологиям, разным фишкам. И мы начали потихоньку организовывать клубные вечеринки в городе. Параллельно я стал учиться играть на виниловых пластинках. Каждый уважающий себя диджей должен уметь играть на винилах. Ведь именно с них пошла диджей-культура. Начиналось еще все в далеком городе Детройт, в США, когда на пластинках играли простое диско.  Я постоянно ездил в Екатеринбург по несколько раз в неделю. А о школе в Ревде была мысль. К тому же, люди подходят, интересуются, что да как, как бы научиться. Конечно, можно ездить в Екатеринбург, как я. Но давайте рассудим. Хорошо, если есть автомобиль. Но нужно платить за бензин. Если личного транспорта нет, на автобусе, потом еще в городе с пересадками. Плюс за занятия платить. Тратится много времени и денег. Теперь все можно сделать здесь, в родном городе, в шаговой доступности.

 

Чувство ритма

— То есть, в твоей школе можно и на пластинках научиться играть?

— Можно, но не сразу. Это очень тяжело. Сначала мы изучаем электронное оборудование. Оно проще и информативнее, на нем больше возможностей для миксования разных композиций. Нужно сначала научиться играть на нем.  

 

— «Играть» — будто мы говорим о музыкальном инструменте.

— Так и есть! Диджей — тот же музыкант, и он тоже играет. А диджей-оборудование — его музыкальный инструмент.

Тот самый «Pioneer» — аппарат профессиональный и очень дорогой. Но его не жалко, чтобы подготовить хороших диджеев. На фото Кирилл играет на второй деке. Теперь вы знаете, как она — дека — выглядит.

— И музыкальный слух, значит, тоже нужен?

— Прежде всего, в диджеинге нужно чувство ритма. Если оно есть, обучиться диджеингу сможет каждый. Слух нужен для игры в тональность. Это, кстати, сейчас очень модно — подбирать треки от более низкой тональности и по гармонии к более высокой. Я в последнее время начал подбирать миксы именно так. Так что, слух нужен. Правда, сейчас много разных программ, в которые ты закидываешь свою фонотеку, и они сами анализируют все составляющие трека, его тональность, его скорость. Сейчас даже музыку можно писать без музыкального оборудования! Ставишь аккорды, и программа создает целую гармонию. Только придумывай и добавляй какие-нибудь звуки. Еще должен быть музыкальный вкус. Так как держать танцпол без музыкального вкуса тяжело.

 

Чем отличается звукооператор от диджея

— Получается, школу ты открываешь на свой страх и риск?

— В любом деле присутствует риск. Скажем так — я стеснялся, когда это дело начал. Ведь что могут сказать? Мол, опыта мало, около пяти лет в диджеинге, и для кого-то это может показаться немного. Но музыкой я занимался с детства. На гитаре играл, на клавишных, пел во Дворце культуры 15 лет. Наработал большой опыт диджеинга, которым хочу и могу делиться с другими.

 

— Давай разберемся. Человек, который сидит и включает музыку на ноутбуке?...

— Это звукооператор. А вот который сводит музыку — это уже диджей. И таких у нас мало. Есть парни, которые на винилах играют. Хочу, кстати, организовать обучение скретчингу. Это самая сложная технология диджеинга. В ней я сейчас развиваюсь. А по поводу школы, у меня есть ученик. И он очень рад, что у него появилась такая возможность. Многие дети хотят стать диджеями, но обучать их где-то вне Ревды — накладно для родителей. К тому же, не пустишь ведь ребенка одного в Екатеринбург. Теперь есть все. В том числе, профессиональная аппаратура.

 

— Да, я заметил. Штука непривычная для обывательского глаза. Что это?

— Флагманский комплект «Pioneer», который стоит во многих клубах. Есть и более навороченные версии. Но этого оборудования хватает с лихвой, чтобы обучаться и выступать. Меня многие спрашивают: «Не жалко на школу его тратить?» Но зачем ставить плохую аппаратуру, если я хочу вырастить хорошего диджея? У нас тут и наушники профессиональные, не компьютерные, в них ты слышишь настоящий звук.

Играть на виниловых пластинках гораздо сложнее, но интереснее. Кирилл Некрасов во время презентации магазина виниловых пластинок и раритетного оборудования в Ельцин-центре.

— Как насчет практики? Ведь если в школе у тебя учится ребенок, а не взрослый, ты же его не поведешь в ночной клуб.

— Конечно. Планирую организовывать дневные выступления. Может быть даже в школах, чтобы ученики проводили дискотеки для своих сверстников. Почему нет? Оборудование предоставим. Пусть остальные смотрят и танцуют. Может и им захочется потрогать, покрутить, проверить себя. Они должны понимать, нравится им это занятие или нет.

 

История из 14 песен

— Электронный комплект оборудования визуально напоминает проигрыватель виниловых пластинок. Здесь, вроде, есть даже имитация винила. А в чем разница тогда?

— Разница в ощущениях, в звуке. Виниловый звук — более живой. Даже похрустывание, когда игла скребет по дорожке, какой-то особенный. Ты можешь потрогать музыку, а в  электронном комплекте — флешку поставил и все. У тебя все цифровое. Но винил... Кто-то не понимает, говорят, зачем он нужен вообще. Типа, только олдскунльные диджеи играют. А если взять Грува? Он только на виниле играет. Винил — это азарт.

 

— Есть проблема. Сам замечал. Играет диджей клубную музыку, а к нему подходят и просят поставить Лободу.

— Поэтому я и прилагаю все силы, чтобы народ приучить к настоящей клубной музыке.

 

— Тогда чем отличается микс от простых 14 песен, которые играют друг за другом?

— Ты структурируешь изначально микс. Не просто скинул в папку и друг за другом включаешь песни. Ты слушаешь их. Ты слушаешь их энергетику. Ты прорабатываешь их по тональностям, как их поставить, чтобы не резало слух. Если в одном треке одна тональность играет, а на другом — на две-три октавы ниже или выше, включишь — и это будет слышно. Треки не должны конфликтовать друг с другом. Это называется «сет». И ты этим сетом обязательно хочешь что-то сказать.

 

— Получается, из 14 фрагментов ты составляешь какую-то историю?

— Да. Диджеи, выпускающие свой сет, обязательно пишут к нему аннотацию, поясняют свою задумку. Диджеи, как правило, готовят микс заранее. Например, здесь раскачаю, здесь отпущу народ, и закончу, к примеру, чем-то легким. Они готовят микс. Этим отличается диджей от того, кто играет и включает Лободу или «Рюмку водки на столе».

 

— Твоя школа призвана не только обучить поколение новых диджеев, но и публику — слушать это поколение.

— Именно. Помню, раньше в школу приезжали диджеи, и мы заворожено смотрели, как они крутят пластинки. Тогда и клубы были, и андеграунды. Сейчас все переросло в коммерцию. Нынешнюю попсу, которая косит под клубную, я вообще не понимаю. Меня другая музыка заводит. И я не понимаю людей, которые идут, к примеру, на вечеринку, у которой заявлен клубный формат.  Они приходят, и начинают клянчить Лодобу или «Туманы-маны». Ну вы же знали, куда идете! А те, кто шел именно на клубную музыку, начинают возмущаться, мол, шли на одно, а слушают то, что им не нравится. Мы должны стать хотя бы мультиформатными.

 

Короткий урок диджеинга

Можно много говорить, но все равно ты не поймешь, пока сам не попробуешь. Это схема работает всегда безотказно. Поэтому оставляем все эти словечки «треки», «миксы», сеты» в разговоре и беремся за дело. Сейчас я сам попробую хоть на мгновение стать диджеем. Казалось бы, все вполне понятно и логично, особенно для тех, кто хоть раз соприкасался с работой звукооператора (включить свою любимую музыку на даче на шашлыках — не считается).

И я тоже получил первый урок диджеинга. Занятие весьма интересное, хотя и не совсем понятное сначала.

Мы подходим к аппарату. Кирилл меня коротко вводит в курс дела: «Это — комплект. По бокам — это деки, мультимузыкальные проигрыватели. Посередине — диджейский микшер, с него можно работать и с микрофоном. Все это флагман — «Pioneer», 900-й Nexus. Здесь стоит четырехканальная звуковая карта. Ее когда включаешь отдельно в колонки, отстраивать ничего не надо. Звук идет сразу идеальный. А если еще и материал хорошего качества, вообще «вкуснятина» будет». Ну спасибо, Кирилл, мне все понятно. Давай будем пробовать вкуснятину.

Так называемые деки очень похожи на виниловые проигрыватели. Будто пластинки впаяли в корпус магнитофона. Что мы имеем — две деки, каждая несет функцию воспроизведения. Музыка может играть на каждой из них. Меняет треки местами или совмещает их микшер посередине. Как-то так, если коротко.

— У этого «Пионера» есть функция «линк» — можно приходить с одной флешкой, и через оптический кабель ставить в нее треки на две деки, — в рифму пояснил Кирилл.

Точно, забыл сказать. Музыку тут играет не с пластинок или кассет. С флешек. В каждую деку вставляется флешка с подборкой музыки. Вот ее мы и крутим.

— Коротко объясняю и показываю, что тебе сейчас нужно сделать, — начал мини-курс обучения Кирилл. — Мы запускаем песню в первой деке, — сделано, из динамиков зазвучал приятный спокойный клубный трек. — Теперь тебе нужно выбрать трек во второй деке. Послушать его через наушники — совпадает ли он по тональности и ритму с тем, что играет. Выбрали. Теперь ищем на нем точку, с которой трек будет входить в играющую композицию. Точка — это четыре такта. Чтобы они совпали друг с другом.

Кирилл слушает что-то в наушниках, подкручивает «пластинку» второй деки, щелкает по клавише. Раз-два-три, и хоп — музыка стала играть громче, и она стала как-то ярче.

— Когда у тебя все совпадает по тональности и такту, все четко будет, — подытожил свои манипуляции учитель. — Оба трека отлично звучат.

— Так, подожди, — не понял я. — Это что, сейчас две песни играют одновременно?

— Ну да. Вот видишь, ты даже этого не почувствовал.

Действительно, играли две разных композиции, с разным вокалом, звуками, мотивами, но они слились воедино и звучат абсолютно гармонично. Буквально за одну минуту Кирилл сделал новый трек. Так вот в чем этот диджеинг кроется... Ну, мне до этого далеко, мне хотя бы красиво поменять один трек на другой.

Включаем трек на первой деке — играет. Уже достижение. Ищем трек на второй, слушаем в наушниках. Я в них особо не разбираюсь, но вот этот, англоязычный, с красивым женским вокалом, вроде подойдет. Ищу точку входа. Раз-два-три-четыре — стоп. Дальше начнется развитие. С него и стартанем. Теперь жду, когда закончится развитие у трека на первой деке. Время пришло — раз-два-три-четыре — включаем! Вторая композиция ан несколько секунд ритмично слилась в первым треком, и мы его постепенно выводим из игры. Ну все, я диджей.

На самом деле, все это очень занятно. Как-то втягиваешься в это, чувствуешь некоторую силу, словно повелеваешь музыкой. А значит — и сотнями людей на танцполе. Ты как тот волшебник в вертолете из детской песенки, только в его взрослой вариации. И не кино бесплатно показываешь, а музыкальную историю. И все эти слова, кнопки, пластинки — все это только кажется сложным. Как магия Голливуда. Тут тоже все невозможное возможно. Надо только начать.

 

Словарик, который поможет вам лучше понять, о чем мы говорим

Диджей (DJ — от английского disc jockey) — человек, который играет записанную музыку для других людей.

Диджеинг — работа диджея

Квадрат — группа из восьми тактов.

Микс — последовательность сведенных треков, записанная на носитель.

Трек — композиция, песня.

Такт — группа из четырех ударов, имеющая одну сильную долю.

Сет — выступление диджея, состоящее из последовательности сведенных композиций. В отличие от микса, это чаще живое выступление.  

Скретчинг — техника, используемая для извлечения характерных звуков путем возвратно-поступательного перемещения пластинки на виниловом проигрывателе. Понятно же, да?

Сведение — наложение двух или более звуковых дорожек на другую.

Лобода — популярная певица.

Андрей АГАФОНОВ









Веб-камеры Ревды