Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
11:04
27 Апреля, суббота
Найти
22 Июня 2018 Количество просмотров новости: 2642

«Звездная» жизнь. Знакомимся с лагерем «Звездный»

Знаете, детские загородные лагеря можно смело разбить на неофициальные категории. Есть трендовые — они гонятся за всероссийскими успехами «Артека», забирают к себе только одаренных детей, делают себе громкое имя и постоянно мелькают в СМИ. Есть инновационные — они внедряют постоянно новые технологии, апробируют разные воспитательные системы и всегда «пахнут» чем-то «свежевыкрашенным». А есть классические лагеря. Тут поливаются водой в День Нептуна, жгут костер на закрытии смены, играют в ватербол. И одно из таких мест находится рядом с Ревдой. Это лагерь «Звездный».

Лагерь действительно напоминает Изумрудный город. Но не сказочностью, а изумрудной насыщенностью зелени.

«Звездный» путь

Не скажу, что какая-то из выдуманных мной категорий плоха. Все лагеря хороши. Просто классические как-то ближе по духу. Они уютные, по-домашнему приветливые, ностальгически завораживающие. Они — настоящие.

«Звездный» спрятался в лесной чаще на окраине Кунгурки. Несмотря на это, найти его достаточно просто. Когда въезжаешь в село, упираешься сразу в церковь. Возле нее весит указатель на лагерь. Проселочная дорога ведет по живописной плотине кунгуркского пруда, над водопадом Грохотун, и выходит на распутье трех дорожек. Тут все, как в сказке. Направо пойдешь — в лес попадешь. Прямо пойдешь — на стройку угодишь. Налево пойдешь — «Звездный» найдешь.

От распутья до лагеря не больше километра. Только заканчиваются частные дома, как за зарослями кустов начинает мелькать невысокий разноцветный забор. «Звездный» встречает скромными калитками, без всяких монументальных входных групп. На встречу выходит доброжелательный охранник.

— Из газеты, значит? — улыбается усатый мужчина в форме, и спокойно вещает в рацию: — «Светлана Ильинична, тут молодой человек приехал, из газеты».

Вместо шипящего ответа звучит звонкий раскат грома. «Зачастила гроза», — заключил охранник и принялся вызывать начальство по обычному телефону. Оставшиеся стереотипы о строгой охране разбились о диагноз, который мужчина поставил рации: «Чего-то не работает. Бывает». Это, пожалуй, самое доброе и порядочное высказывание мужчин в форме о подводящей технике.

В «Звездном» отдыхают дети из Ревды, Первоуральска, Дегтярска и Екатеринбурга. Всего за лето планируется оздоровить 880 ребятишек.

Изумрудный город

Лагерь «Звездный» — действительно классика. Четыре двухэтажных жилых корпуса соседствуют с высокими соснами, пушистыми елеями и изящными березками. По центру главной аллеи расположилась столовая с пристроенным к ней административным корпусом. На этой территории в 12 гектар также уместились игровые площадки, футбольное, волейбольное и баскетбольное поля, медпункт, собственная подстанция и еще несколько объектов. Все они оптимально рассредоточены по периметру лагеря, оставив в самом центре пышущий зеленью лесной пятачок.

«Звездный» принадлежит уральскому отделению Российской Академии наук. В нем за лето отдохнут около 880 детей. Из них — около 300 юных ревдинцев. Всего планируется четыре смены. На каждой — 220-230 детей. Отдыхать сюда приезжают ребятишки из Первоуральска, Ревды, Дегтярска и Екатеринбурга (из столицы — преимущественно дети сотрудников РАН).

Все четыре смены этого летнего сезона посвящены произведениям Александра Волкова в литературной вселенной Изумрудного города. И на каждой смене главных героев — Элли, Страшилу, Железного Дровосека и других  — ждут разные приключения. На третьем и четвертом заезде костяком педагогического состава станет студенческий отряд «Крылья». А пока, на первой и второй смене, с детьми работает сборный состав вожатых. В него входят студенты ВУЗов, педколледжей и педагоги школ.

Педагогический состав работает с ребятами сутки напролет. И готовит развлекательные программы. За их разработку, в основном, отвечает заместитель начальника лагеря Светлана Петровских (в центре)

Непогода нынче в моде

У входа в «Звездный» меня встречает заместитель начальника лагеря — Светлана Ильинична Петровских. Энергичная, улыбчивая, вся в делах и заботах, но, несмотря на спешку, приветливая и отзывчивая. Такие люди должны быть в каждом лагере. И именно такие люди должны руководить педсоставом. Пока мы с ней быстро пробегали по дорожке, ведущей в лагерь, я успевал взглядом выхватывать то, что нас окружало. Вот невысокое здание медицинского пункта, за спиной осталась деревянная веранда, где родители в момент посещения ожидают детей. На этой веранде, кстати, тоже все по классике — списки детей поотрядно, правила посещений и...меню в столовую на сегодняшний день. Чтобы взрослые знали, чем и сколько раз в день кормят их кровинушек.

Параллельно с этим слушаю Светлану Ильиничну. Она обеспокоенно рассказывает о том, что сейчас должно происходить в лагере. И ее беспокойство понять можно — буквально через 15 минут должен начаться общелагерный Стартинейджер (танцевальный марафон) на улице, а на нас надвигается жуткая гроза. И только Богу известно, пройдет она быстро или затянется на весь вечер. Выбегаем на большую разрисованную мелом площадку — здесь уже собираются дети, актеры в костюмах, импровизированная сцена готова. А прямо над нами — тяжелое свинцовое облако, готовое обрушить на лагерь ливень. Бегло оценив обстановку, замначальника командует — все убираем, детей по корпусам. Задача выполняется молниеносно. И уже через минуту с неба срывается крупный дождь, «Звездный» заливает голубыми вспышками молний, а гром начинает не ухать в дали, а грохотать прямо над головой. Мы решаем отправиться в административный корпус, чтобы переждать дождь и поговорить о внутренней лагерной жизни.

«Интернета, слава Богу, нет. Но есть футбол»

Кабинет Светланы Ильиничны меня восхищает. Нет, не подумайте, что там шикарные дубовые столы, стулья из крокодиловой кожи, а чай с ватрушками приносят белоснежные голуби. Там — творческий беспорядок. Идеальный, по меркам лагерной жизни. На столе — стопки детских фотографий, которые раздадут всем перед отъездом. На полу — коробки с шоколадками, конфетами и всяческими призами для воспитанников. Вокруг — бумаги, костюмы, плакаты, рисунки. И всего этого — приятно много.

Светлана Петровских работает в лагере уже 12 лет. Да вообще, по ее словам, вся ее жизнь «проходит по лагерям». Поэтому все, что происходит в «Звездном» всегда и в данный момент — практически родное состояние. Она, раздавая указания по телефону, куда переносить мероприятие, когда подавать ужин и что делать всем прямо сейчас, успевает принести чай и булочки. Самые настоящие лагерные булочки — с сахаром, с творогом, с повидлом.

— У нас очень вкусно кормят. Поэтому я стараюсь булочки не есть, — шутит она. — Все это вам.

— Спасибо, — облизываюсь я. Но сначала разговор. — Насколько понимаю, у вас сейчас в лагере восемь отрядов.

— Да. На них работает по одному воспитателю. А вот количество вожатых разное. На четырех младших отрядах работает по одному человеку, потому что в них детей меньше — по 20 человек примерно. А на старших отрядах по два вожатых — там по 30-40 человек у них живет.

— До конца смены осталось совсем немного. Как дети? Все привыкли?

— В основном, да. Но вы знаете, есть разные моменты. Дети с каждым годом меняются. Прежде всего, меняются их желания и потребности. Они попадают в другой мир, другой социум. Им приходится по-другому общаться друг с другом. Не как в школе или во дворе. Здесь они живут вместе. Поэтому, конечно, бывает некоторым тяжело. Особенно тем, кто приехал первый раз. А их в этом году очень много.

— С кем больше возникает проблемных моментов — с младшими или со старшими?

— Со старшими. Вот мое личное мнение — детям в 17 лет в лагере делать нечего. Им это не так интересно. Они приезжают полежать и отдохнуть от родителей. Пиковый возраст — 14 лет. Вот они все хотят делать, все сами организовывают, очень активные ребята.

И я со Светланой Ильиничной в чем-то согласен. Помнится, лет 10 назад основные проблемы со старшими детьми заключались в их желании казаться взрослее. Тогда было все просто — они прятались от вожатых покурить, могли провести алкоголь в сумках, или просили сверстников привозить им и перекидывать в назначенное место через забор. Времена изменились. Сейчас дети не пытаются казаться взрослее. Они действительно становятся взрослее своего паспортного возраста.

В хорошую погоду дети проводят очень много времени на улице. Общелагерные мероприятия и игры стараются проводить тоже на свежем воздухе.

— Это проблемы с удовлетворением их потребностей. Дети себя чувствует старше. Они считают, что у лагеря может быть большой минус, если нет интернета. А я думаю — и слава Богу, что его нет. Правда, мы тут организовали просмотр футбольных матчей. У нас директор — Дмитрий Генрихович Диденко — любит футбол. И есть дети, которые фанатеют. Он специально купил ресивер, чтобы смотреть трансляции. За особые заслуги мы детям разрешаем смотреть даже поздние матчи. Благодаря этому, первый отряд, самый старший, взбодрился, стал гораздо активнее.

— Наверняка у вас есть какие-нибудь интересные традиции и классические мероприятия.

— Не так давно мы стали на второй день смены проводить вожатский концерт. Причем, вожатые думают, что им надо будет выступать, а мы им устраиваем разные конкурсы, подвохи, чтобы дети посмотрели на них с другой стороны. Очень любим Стартинейджер, который нам сегодня мешает провести погода. Это танцевальный марафон. В конце смены обязательно костер, где дети могут высказаться, попеть песни, которые учили. У каждого ребенка есть Карточка успеха. В конце смены по ней мы определим и наградим самых активных. Также мы ведем рейтинг отрядов. Самый лучше по итогу получит пирог или арбуз. Очень любим разные водные мероприятия. Тот же ватербол — в воздушный шарик набирается вода, и команды с помощью покрывала должны перекидывать его друг другу через сетку и ловить покрывалами, чтобы он не лопнул. Еще дети очень любят гладиаторские бои. Бьются вожатые против отрядов. Они заворачиваются в матрасы, надевают разные маски, шлемы, рога. Дети должны пробиться через вожатых и нажать на кнопку. За победу — желание. Например, ребята могут попросить не вставать на зарядку. Или продлить дискотеку. Я всегда иду на встречу, но и дети не всегда выигрывают.

Во время дождей ребята находят, чем заняться в корпусе. Например, устроить танцевальный батл

17 тысяч шагов

Большое значение в работе лагеря имеет вожатский отряд. И работать должны очень активные, неравнодушные, любящие это дело люди. Такие всегда понимают, что на этой работе можно получать удовольствие.

— У вас есть вожатская жизнь?

— Конечно! Особенно ночная, когда после планерки все начинают готовиться к следующему дню, репетировать, что-то придумывать, рисовать, вырезать. Многие из ребят ездят по несколько лет, уже знают друг друга. Но есть люди, которые приезжают сюда по ошибке. Думаю, что здесь они будут отдыхать и загорать. Вожатым быть не просто, и не каждый может им стать. Когда люди звонят, я всегда спрашиваю: «А вы знаете работу вожатого?» отвечают, мол, да, нужно играть с детьми, у меня трое братьев и сестер, с ними справлялся. Но это не показатель. Вы должны быть энергичным, горящим идеями и инициативность, вести за собой детей. Поэтому да — есть те, кто приезжает и не может работать.

Я замечаю на руке Светланы Ильиничны фитнес-браслет. И вспоминаю про одну его очень полезную функцию.

— Замеряете сколько шагов за день пробегаете?

— А то! Я когда в школе работаю, восемь тысяч набегаю. Ну это потому что берегу себя, за столом сижу. А здесь меньше 17 тысяч не бывает никогда! Мы даже с девочками-вожатыми соревнуемся. Но они, как правило, больше меня проходят.

«Вы все врете!»

— Как с родителями обстановка состоит?

— В этом году очень хорошо, конфликтов практически не происходит.

— Вот расскажите, какие самые частые ошибки они совершают и какие конфликты допускают?

— Многие родители считают, что их дети самые лучшие. И они не понимают, что их ребенок тоже может кого-нибудь обидеть, обозвать, спровоцировать на конфликт. Вот, говорят, моего сына тот мальчик обидел, накажите его. Говорим: «Ваш тоже не идеален». «Да не может быть, вы все врете!» — возмущаются они. Бывают бытовые вопросы. Жалуются, что у них дети в душ не успевают сходить. Хотя он в свободном доступе, им никто не мешает. Ну и самая распространенная проблема — продукты питания. Дескать, почему мы не разрешаем проносить их на территорию? Мудрые родители привезут ребенку три конфетки, он их тут же при них съест. Так ведь нет! Конфеты везут килограммами! Бананы, печенье, сладкое — все это не съедается, начинает портиться, заводятся муравьи. А как они проносят это в лагерь? Суют в трусы, в носки, в джинсы, через забор перекидывают. И зачем? У нас режимное питание, причем очень хорошее. Зачем его портить?

— Вы им встречные претензии не предъявляете?

— И такое бывает. Например, у нас в первом корпусе полностью поменяли мебель. А дети рисуют на шкафах и кроватях. И нам же потом все это приходится убирать. Надо же ребенку написать: «Тут был Дима, на первой смене, 2018 год». Это уже материальный ущерб. И мы вправе составить акт, чтобы родители его оплатили. Это прописано в договоре.

Корни как искусство

Но все это рабочие моменты, которые возникают везде, в любом лагере. Самое главное — это «звездная» жизнь «Звездного». Каждый день здесь проходят развлекательные общелагерные мероприятия. Бывает, из Академии наук приезжают молодые академики и проводят для детей интересные мастер-классы. Ну и, конечно, работают кружки.

Есть «Умелые ручки», где дети шьют и делают аппликации. Есть «игровые технологии», где с ребятами разучивают разные игры. Есть бисероплетение и оригами. Правда, этот кружок начнет работать только со второй смены. На третью и четвертую смену приедут педагоги по танцам и художественному искусству. Заработает настоящий пресс-центр — в Академии есть своя типография, поэтому лагерь может выпускать свою цветную газету, печатать личные карточки и грамоты.

А еще тут работает интересный кружок — корнепластика. Им руководит старейший сотрудник — Эдуард Александрович. Ему недавно исполнилось 77 лет. Тут дети творят настоящие чудеса. Выжигают картины по дереву, а из корней делают абстрактные фигуры, достойные места в музее искусств.

На выход

Дождь перешел в режим «иду, когда захочу». Я понял, что, к сожалению, не смогу дождаться Стартинейджера. Поэтому напоследок решил просто прогуляться по лагерю. Ну как прогуляться — маленькими перебежками. Дети ютились по корпусам. Кто-то отдыхал в комнатах. Кто-то играл в коридорах. В одном отряде ребята решили устроить танцевальный батл. Вытащили колонку, и стали на ходу импровизировать. Просто танцевали, как душе угодно, и выглядело это вполне себе эстетично. Причем, вместе с ними в танец пустились и вожатые, а воспитанники младших отрядов в секунду собрались на лестницах, с интересом наблюдая за старшими.

Я покидал лагерь с легкой грустью. «Звездный» завоевывает сердца своим гостеприимством и красотой. Подкупает консерватизмом и атмосферой. Завлекает увлекательными мероприятиями и кружками. Это большая общая заслуга, когда взрослому человеку хочется стать ребенком и остаться здесь отдыхать. Или скинуть десяток лет с плеч и остаться здесь работать.

Стоило открыть дверь автомобиля, как сквозь тучи пробилось солнце. И практически сразу же в лагере зазвучала музыка. Видимо, чтобы вкусить все прелести этого места, нужно тоже стать «звездным». Ну или, в хорошем смысле, «звезданутым» — так мне больше нравится.

Андрей АГАФОНОВ









Веб-камеры Ревды