Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
08:58
29 Апреля, понедельник
Найти
04 Марта 2018 Количество просмотров новости: 1257

Чем жил раньше и чем живет сейчас выставочный зал Детской художественной школы

Выставочный зал Детской художественной школы уникален. Вряд ли где-то в Свердловской области найдется такой же — светлый, большой, со сказочной ротондой, способный вместить в себя сотни работ и десятки инсталляций. Практически за 25 лет деятельности, здесь прошло 239 выставок, которые посетили более 300 тысяч человек! Тысячи работ, и в каждую из них была вложена частица души художника или скульптора. Можно смело сказать, что выставочный зал стал домом фантазий и историй этих творческих людей. А еще местом, где этими фантазиями и историями вдохновлялись ревдинцы. Завершая серию публикаций к юбилею Детской художественной школы, мы заглянули в выставочный зал и узнали, какой жизнью он был наполнен и наполняется сейчас.

«Нам захотелось свой выставочный зал!»

Первым директором выставочного зала был Эдуард Кремнев. Поэтому мы решили встретиться и пообщаться с ним, чтобы узнать из первых уст, как начиналась эта история.

— На закате советской власти, в начале 90-х годов, было принято решение, что Детская художественная школа получит это новое здание, — мы с Эдуардом Михайловичем входим в выставочный зал. — Когда его решили переоборудовать под школу, оно было еще недостроено. Но для нас это было значительным расширением площадей, созданием лучших условий. Мы наконец-то увидели здание с таким интересным залом. Нам захотелось иметь свой выставочный зал!

Ранее ДХШ базировалась на улице Максима Горького, в помещении, где сейчас находится городская библиотека. Выставки школа организовывала регулярно, по несколько раз в год. Но на чужих площадках. Это могло быть здание КДЦ «Победа», или Дворца культуры. Бывало выезжали в Мариинск. Все это носило временный и мобильный характер. Преподавателям и руководителям художественной школы, конечно, хотелось оборудовать собственный выставочный зал. И вот такую возможность представило новое здание. Зал с ротондой позволял отлично экспонировать работы, реализовывать креативные задумки. Он позволил оживить выставочную деятельность для ДХШ и для всего города.

— Времена были тяжелые, и нам не верилось, что мы получим это здание, — продолжает рассказ Эдуард Кремнев. — Тем не менее, это случилось, по-моему, в 1990 году. Мы сами делали в здании кирпичные перегородки. Все своими силами, на энтузиазме. Мы были вдохновлены этим делом! Переезжали в новое здание, кстати, всем миром. Самое главное, тогда было совершенно разительное представление о переездах. Сейчас даже переезд из квартиры в квартиру сравнивают с пожаром. Чего уж говорить о целом учреждении. А тогда все были счастливы, что ДХШ начинает новую жизнь на новом месте.

«Винегрет» и сотни выставок

Эдуард Кремнев в то время оканчивал УрГУ и вынашивал глобальный концептуальный план по развитию выставочной деятельности в Ревде. И у него получилось. В зале ДХШ начали выставляться ученики школы, стали приезжать именитые художники со всей области, начали появляться помощники и спонсоры. Выставок — ярких и уникальных — было огромное количество. Но в память врезался «Винегрет».  

— Каждый год у нас проходила выставка городских художников, — с улыбкой вспоминает Эдуард Михайлович. — Мы проводили ее, чтобы не замыкаться в себе, общаться не только внутри школы, но и со всеми творческими людьми. Ведь были, так скажем, и народные художники. Понимаете, творчеству не обязательно выходить на уровень высокого искусства. С позиции академизма народность может казаться необузданной, неэстетичной, с неправильной стилистикой и оформлением. Но искусство — это эксперимент. И есть люди, для которых художество — это хобби. Но хобби совсем не означает нечто низкопробное. Просто людям-народникам нужно общаться с профессионалами. Это ведь очень интересно.

Так и получилась выставка, которая получила название «Винегрет» с подачи человека яркого слова Владимира Ивановича Звягина. Выставки привлекали огромное количество посетителей. Что важно, не просто художников, а простых горожан. Это была очень правильная идея по отношению к городской культурной жизни. Проект успешно существовал несколько лет.

Немалую роль в популярности выставок тогда и сейчас играет ротонда — застекленный купол в крыше здания. Ее постоянно обыгрывали в тематику выставок. Оформление этой стеклянной шайбы меняется каждый раз.

— Кто во что горазд! — говорит Эдуард Кремнев. — Было огромное количество желающих оформить ротонду заново. Когда я работал, даже существовала моральная конкуренция, наперегонки, кто будет ее делать. Всегда было много креативных идей.

«Рояль в кустах» и укрощение ветра

Сегодня организует выставки и проводит экскурсии педагог-организатор ДХШ Галина Ткач. В школе она работает 15 лет, а раньше сама приходила на выставки и вдохновлялась творчеством.

— Когда я тут еще не работала, приходила в зал, и появлялось такое чувство, которое двигало к искусству, — призналась Галина Борисовна. — Хотелось взять в руки фотоаппарат или кисть, и начинать творить. Словно открывались глаза. Мир представлялся в совершенно другом ракурсе. Ты словно наполнялся чем-то необъяснимым, но очень приятным и высоким.

А ведь до переезда Детской художественной школы в этом здании планировалось обустроить аптеку. И выставочный зал должен был быть торговым. Но помещение передали ДХШ и, вместо магазина, тут «разгорелся» очаг художественной культуры Ревды.

Вспоминая об истории выставочного зала, мы с Галиной Ткач начали перелистывать старые альбомы. Ну как старые — она начала собирать их с 2003 года. И вот, первые же фото, которые попадают нам на глаза — инсталляция «Полет птицы», которую 15 лет назад организовал Василий Абалтусов. Основания купола перекрыли черной тканью, а на ее фоне — большая белая птица. К ней были привязаны несколько ниточек. Василий Борисович включал музыку Бетховена, дергал за ниточки, а вот так простой кусок белой ткани, сформированный под образ птицы, начинал «парить в ночном небе» под музыку великого композитора.

— Это был синтез искусств, — восхищенно произнесла Галина Борисовна. — Музыка, движение, перфомансы, артс-эксперименты....

К примеру, инсталляция «Мир старых вещей».  Главным героем был древний, но рабочий рояль. Огромный, черный, с потрескавшейся древесиной, без одной ножки, — он венчал ряд экспозиция и фотозон со старинными рамами и вещами. Рояль, кстати, по-прежнему «живет» здесь, в недрах выставочного зала. «Рояль в кустах», — ласково называет его Галина Ткач.

Был в то время еще один яркий перфоманс, о котором писали даже в журналах искусства — «Архитектура ветра». Согласно истории, Василий Абалтусов во время похода увидел, как ветром сорвало тканевый навес. Туристы тут же бросились удерживать его. И тут Василий Борисович увидел, как эта ткань полностью отдалась ветру, бесконтрольно меняла образы под порывами воздуха. И это явление родило идею. Поход закончился, а мысли остались и реализовались в большой арт-эксперимент. Василий Абалтусов вместе с учениками и преподавателями школы поднялись на Лысую гору, где расправляли на ветру большие тканевые холсты. То же самое он повторял и в выставочном зале, только уже под музыку. В этом была определенная магия.

— Василий Абалтусов — мой учитель, — Галина Ткач указывает на его портрет в кабинете. — Оформление, подача экспозиции, как увлечь зрителя, как построить экскурсию. Я благодарна ему, что он меня этому научил.

 

Согласно Книге учета

Когда директором зала стал Эдуард Кремнев, он начал собирать коллекцию, в которой сейчас хранится более 150 работ. Там есть картины Миши Брусиловского, Владимира Наседкина и многих других именитых деятелей искусства. Все они — очень ценные и выставляются очень редко. Впрочем, за тем, какие выставки проходили в ДХШ, можно проследить по Книге учета, которую в 1992 году завела Регина Ивановна Сафонова. Самая первая — галерея Нижнего Тагила. На ней были представлены картины Сергея Брюханова, который занесен в книгу 100 художников 20 века. Также Владимира Наседкина и Александра Штро, который сейчас живет в Германии. В списке первых есть выставки работ и Андрея Елецкого, и коллекций картин, которые в свое время собирали в ВЫСО. Всего — 239 записей за 25 лет. Тысячи работ и более 300 тысяч посетителей. Вот она — настоящая история выставочного зала.

Все выставки и тогда, и сейчас имеют высокий уровень организации. И многие из них стали традиционными. Например, ко Дню города. В ноябре, к Дню матери, выставляются коллекции музейного центра «Гамаюн». К Новому году и Рождеству делают выставки работ, к примеру, с героями Андерсена, или с героями советских фильмов. В этом сезоне прошла впервые областная выставка «Сон в новогоднюю ночь». Было прислано порядка 350 работ из разных городов области. И только 150 самых лучших попало в выставочный зал.

— К традиционным относится еще и выставка дипломных работ, — подчеркнула Галина Борисовна. — Их выпускники школы готовят в течение года. И в каждой выставке есть какая-то особенность, изюминка. В прошлом году у класса Ольги Юрьевны была выставка дипломных работ, и она вся была посвящена героям России. И даже мы для себя на ней делали открытия — о ком-то уже забыли, о ком-то и вовсе не знали.

Выставочный зал — сегодня

Кстати, выставочный зал способен работать и в выездном режиме. Совсем недавно в областной Детской Филармонии было представлено несколько работ нашей художественной школы. Ежемесячно экспозиции выставляют перед городскими мероприятиями во Дворце культуры. Все потому, что хочется, чтобы это искусство было доступно всем.

— Зритель у нас разный, — рассказывает педагог-организатор. — Начиная с детского сада и начальной школы, заканчивая студентами и ветеранами. Отрадно, что есть маленькие дети, которые приходят уже не первый раз, и рассматривают работы очень внимательно. То есть, они уже начинают понимать глубину каждой картины, видеть в них то, что хотел донести художник. Для студентов этого недостаточно. Им надо рассказать историю этой работы, ее мысль и процесс создания. Наиболее часто к нам ходят студенты медколледжа и педколледжа.

С этого сезона в ДХШ работает полезное нововведение — абонемент. Разовое посещение стоит 50 рублей, а абонемент на пять посещений — 150 рублей. Выгодно и пользуется спросом. Среди школьников наиболее активны учащиеся третьей школы. Так уже исторически сложилось. Ребята приходят сюда с большим удовольствием и подолгу могут рассматривать картины. Но бывают посетители, которые способны вглядываться в произведение и по полчаса.

— Была у нас посетительница на выставке Ильи Пьянкова «Слушая тишину», — вспоминает Галина Борисовна. — И она говорит: «Я не могу! У меня одна картина перед глазами стояла весь вечер и всю ночь». И она пришла на следующий день. И потом пришла снова. Сказала, что эта картина ее не отпускает.

Наш выставочный зал оценивают очень высоко. Он стал лауреатом областного смотра-конкурса «Вернисаж». И, вероятно, будет также высоко оценен и в будущем.

Более того, наступило время, когда не только художникам предлагают провести выставку, а художники сами просят организовать их выставку в нашем зале. Уже есть несколько заявок, и они будут реализованы в следующем году.

 

Вместо послесловия

6 марта в 16.00 Детская художественная школа отпразднует свой юбилей. Для этого будет организована огромная выставка лучших работ ревдинских художников, друзей и партнеров ДХШ, учеников и выпускников школы. Планируется несколько сюрпризов от педагогов, в том числе — интересные инсталляции. На празднике выступят артисты. В гости приглашены все, кто работал в школе, кто принес вклад в ее развитие. В этот день художественная школа заблещет всеми красками и талантами, которыми гордится Ревда. Тем, кто создавал и создал поистине ценное культурное, художественное наследие нашего города.

 

Андрей АГАФОНОВ. Фото из архива ДХШ









Веб-камеры Ревды