Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
05:40
29 Апреля, понедельник
Найти
21 Декабря 2017 Количество просмотров новости: 1376

ДХШ — 45 лет. Начало

Есть в Ревде место, где зарождается мировое искусство. Сюда приходят юные ревдинцы, делают свои первые профессиональные штрихи, впервые касаются кистями настоящих холстов, первый раз в жизни берут в руки глиняные фигурки, которые приносят «с пылу жару» после обжига. Спустя годы эти руки начинают творить настоящие шедевры, которые становятся героями выставок. Многие из этих произведений искусств находят другие руки — ценителей творчества. Бывает, разлетаются в разные уголки нашей планеты. Так искусство становится мировым. И зарождается оно здесь — в стенах Ревдинской детской художественной школы.

Ротонда — визитная карточка ДХШ. Первый руководитель выставочного зала Эдуард Кремнев рассказал, как школа переезжала в свой новый дом.

В простонародии школу величают «ДХШ» или «художка». Многие относятся к ней с большим почтением, как к родной обители, к месту, где они нашли свой творческий путь. Вот уже 45 лет Ревдинская детская художественная школа является пристанищем для всех, кто ищет себя в искусстве, творчестве и помогает найти нужные «двери» для муз и вдохновения. В марте 2018 года ДХШ отметит свой «ягодный» юбилей. За прошедшие десятилетия школа меняла свое местоположение, внешний вид, обитателей и учителей. И вместе с ними хорошела, модернизировалась и продолжала удивлять. В преддверии праздничного события, мы начинаем серию публикаций о Ревдинской художественной школе. И начнем, пожалуй, с нее самой.

 

Новая жизнь ДХШ, или как школа переезжала, благодаря «муравьям»

О том, где находится Детская художественная школа сегодня, знают практически все. Приезжие вот может и не заметят небольшое, на первый взгляд, красное кирпичное здание, приютившееся между двумя высокими серыми девятиэтажками. Такая географическая непримечательность не значит ровным счетом ничего. Ведь главная красота и уникальность  скрыта внутри. Там дышит искусством практически каждый метр, каждый кабинет, и даже подвал (на полном серьезе).

Но любой, кто хоть раз бывал в художественной школе, сразу ответит, какое место здесь самое удивительное — выставочный зал с ротондой. Такую архитектурную находку для выставочного зала редко можно встретить где-нибудь в других школах. Это знают и этим гордятся, все кто работал и учился в ДХШ.

— На закате советской власти, в начале 90-х годов, было принято решение, что Детская художественная школа получит это новое здание, — мы с Эдуардом Михайловичем входим в выставочный зал. — Когда его решили переоборудовать под школу, оно было еще недостроено. Но для нас это было значительным расширением площадей, созданием лучших условий. Мы наконец-то увидели здание с таким интересным залом. Нам захотелось иметь свой выставочный зал!

Ранее ДХШ базировалась на улице Максима Горького, в помещении, где сейчас находится городская библиотека.

— Времена были тяжелые, и нам не верилось, что мы получим это здание, — продолжает рассказ Эдуард Кремнев. — Тем не менее, это случилось, по-моему, в 1990 году. Мы сами делали в здании кирпичные перегородки. Все своими силами, на энтузиазме. Мы были вдохновлены этим делом! Нас ждал очень интересный переезд. Все ж делалось самостийно, самовольно, творчески. Мы не знали тогда слова «спонсор». Поэтому проводили операцию «Муравей».

Приходила группа учеников, каждый брал по стульчику или планшетику, и вот так цепочкой «муравьишек» художественная школа переезжала с Горького на Мира. Когда пешком, а когда на саночках. Самое главное, тогда было совершенно разительное представление о переездах. Сейчас даже переезд из квартиры в квартиру сравнивают с пожаром. Чего уж говорить о целом учреждении. А тогда все были счастливы, что ДХШ начинает новую жизнь на новом месте.

Но все то искусство, что выставлялось и выставляется в этом зале ротондой, создается чуть раньше, чуть ближе ко входу в школу — в кабинетах и мастерских.

 

Кабинеты и люди искусства

Не стоит пугаться — это постановочный натюрморт для подготовки дипломных работ.

Детская художественная школа — это первая ступень художественного образования в концепции «Школа-Колледж-ВУЗ».

На сегодняшний день в ДХШ обучается более 300 человек по дополнительным общеобразовательным программам. Школа, единственная в городе, реализует предпрофессиональные программы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства («Живопись» и «Декоративно-прикладное творчество»). Для всех желающих детей, и даже взрослых, реализуются общеразвивающие программы, направленные на обучение основам изобразительной грамоты, рисунка, живописи и т.д.

И при таком количестве обучающихся, штат сотрудников относительно невелик. Всего в школе работает 25 человек. Это те люди, благодаря которым ДХШ осуществляет свою деятельность. Из них — 11 педагогических работников. Работа каждого педагога начинается с кабинета. Ну или в нашем случае — с мастерской. Кто-то скажет, что для полета творческой фантазии достаточно иметь холст, планшет и инструмент. И будет прав. Но когда для обучения созданы комфортные условия, процесс пойдет намного продуктивнее. В ДХШ такие условия есть. Поэтому мы начинаем нашу небольшую экскурсию по художественной школе.

Мало кто из простых горожан знает, что в глубине выставочного зала в стене есть еле заметная белая дверь с номером 9. За ней кроется кабинет Льва Вячеславовича Гущина. Он преподает скульптуру, живопись, графику, рисунок и композицию. Он работает преподавателем относительно недавно, и в этом году у него первый выпускной класс. Поэтому кабинет «заряжен» на подготовку дипломных работ. У стены расставлены композиции, натюрморты, всякие яблочки, вазочки и даже черепа. Их рисуют ребята на расставленных по всему кабинету мольбертах. Из общей картины выбивается лишь большой смятый белый лист бумаги, висящий на стене.

— Его тоже рисуют, — объясняет мне мой экскурсовод, педагог-организатор ДХШ Галина Ткач. — Представляете, как сложно изобразить его карандашом или углем на бумаге?

Бумагу на бумаге — мне, как человеку, который и кружочек ровно нарисовать не сможет, эта задача показалась и вовсе невыполнимой.

Галина Ткач показывает образ того самого уральского богатыря Василия.

В кабинете №8 — творческая обитель знакомого многим педагога Флюры Мансуровны Масловой. Сейчас она преподает только керамику. Не так давно съездила на несколько крупных фестивалей, посвященных этому виду искусства, и, полная энергии, делится новым опытом с детьми. К тому же, вместе с ними познает и осваивает еще одну интересную штуку — глазурь. Не путать с той, что булочки покрывают. Это специальный песок с пигментом, который делает фигурки стекловидными.

По периметру всего кабинета стоят сотни разных маленьких и больших статуэток. Все это — работы учеников Флюры Мансуровны. На дальней стене висит огромная картина из керамики, составленная из нескольких глиняных плашечек.

На окне блестят фигурки, обработанные глазурью. Рядом — стеллаж, на котором среди прочих статуэток выделяется образ богатыря.

— Все мы знаем про русских богатырей. Но про уральского богатыря Василия Балабурда многие слышать впервые, — и я о нем слышу первый раз от Галины Борисовны. — Он слыл таким силачем, который сплавлял барки по Чусовой. Один историк желал, чтобы Василию поставили памятник. И ему нужен был образ. А наш выпускник Илья Дружинин этот образ воплотил. Вот — скульптура уральского богатыря. Благодаря Илье образ Василия Балабурды стал известен участникам 16 молодежных Дельфийских игр России и 12 дельфийских игр стран СНГ.

Идем далее, за небольшим коридорчиком спрятался кабинет еще одного знаменитого педагога — Александра Федоровича Пикулева.  Стены украшены его картинами и художественными фотографиями. Постановочные натюрморты уже расставлены в ожидании учеников – выпускников 2018 года. Это первый класс, заканчивающий обучение  по новой предпрофессиональной программе «Живопись», логично, что это ответственное дело легло на плечи мастера Александра Федоровича. Ребята готовятся к итоговой аттестации, на которой будет присутствовать независимый эксперт и по окончании школы ребята получат уже свидетельство установленного образца.

Дальше мы заходим в кабинет Полины Александровна Продановой, где она учит детей рисовать замечательные композиции и учит основам академической живописи. Пока тут никого нет, но ближе к вечеру умело и с азартом за планшетами заработают десятки ручек.

А вот в соседнем кабинете уже кипит работа. Здесь с Еленой Вячеславовной Друговой дети мастерят какие-то поделки.

Каждый год в ДХШ дети делают шарики на новогоднюю елку. В этот раз решили вместо шариков делать игрушки.

— Большинство ее воспитанников и работ побеждают на разных конкурсах, — шепотом, будто по секрету рассказывает Галина Ткач. — Как это удается — это их секретик. Уже больше десяти лет мы украшаем елку шарами. А в этом году решили нарядить игрушками ручной работы. Вот, дети в процессе их изготовления. Что получится, мы уже увидим очень скоро.

Мы прошли еще по трем кабинетам, где трудятся Ольга Лазарева и Ольга Кузнецова, Наталья Чувашева и Анна Куренкова, Римма Мартынюк. Везде каждый метр дышит искусством. Ожидают своих учеников планшеты, на полочки сложены краски, как примеры везде представлены картины. В таких условиях, конечно же, хочется творить.

— Многие работы, которые вы видите в кабинетах и в фойе выполнены в стенах нашей школы: их делали ученики, выпускники и педагоги, — объясняет заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ревдинской художественной школы Валентина Климко. — Стараемся представить образцовые работы, глядя на которые хочется созидать и искать свой путь. На занятиях и выставках при непосредственном общении художника и ученика развивается творческое мышление. Именно творческий, уникальный подход к выполнению любых задач поможет ребятам в разных ситуациях и в разных сферах жизни. В настоящее время художественное образование востребовано: каждый год во время работы приемной комиссии и проведения индивидуального отбора мы отмечаем много желающих поступить в школу. Поэтому постоянно работаем над расширением спектра образовательных программ, чтобы помочь юным и взрослым ревдинцам реализовать свои желания в области художественного образования.

Есть еще одно интересное место в художественной школе, о котором знает не каждый. Это — подвал.

Евгений Сергеевич рядом с муфельной печью — именно здесь обжигают глиняные фигурки.

Кухня художественной школы

Многие могут себе представить, что подвал — это такое место, где вместе собираются поржавелые  трубы, мыши и темнота. Но в ДХШ — это место, где искусство обретает форму и крепкость. Здесь готовится глина для скульпторов и происходит обжиг фигурок. А руководит тут всем этим лаборант Евгений Сергеевич.

— Нам привозят кирпичи с нашего завода, — сразу начал показывать свою технологию Евгений, и взял в руки самый простой кирпич. — Мы его размачиваем, и вот что получается — глина. Следующая стадия. Подсушиваем, разминаем ее. Она становится пластичной. По необходимости добавляем воды. Получаются вот такие колобочки.

Глина формируется по шарикам, фасуется по мешочкам и отправляется в руки к детям. Вот такой, практически кулинарный рецепт от Евгения Сергеевича. Но это только начало. Когда ученики слепили фигурки, они возвращаются обратно сюда, на обжиг. Для этого понадобиться муфельная печь. Она отличается от тех, что мы привыкли видеть. Нагревательные элементы спрятаны за слоем муфеля, поэтому создается впечатление, что маленькие фигурки отправляются в объятия пенопласта.  

Сначала подумалось, что это спиннер. А нет — подставка для статуэток, чтобы они не пригорели ко дну печи.

— Евгений Сергеевич так бережно относится к каждой фигурке, — продолжает рассказ Галина Ткач. — Чтобы ни одна собачка не пострадала, ни один хвостик не отпал, ведь дети делают такие мелкие детали.

— Обжигаем при температуре 960 градусов, — подключается Евгений Сергеевич. — В среднем на обжиг уходит два-три часа. В зависимости от  того, какой цвет мы хотим получить.

Рядом в поддонах стоят обожженные фигурки. Их тут ласково называют «пирожками». Замечаю в мешочке трехпалые плоские глиняные изделия.

— Вы тут еще и спиннеры делаете? — удивляюсь я.

— Это? Нет! Это подставочки для фигурок. Чтобы дно не пригорало, когда глазурью обработано.

Настоящая кухня!

Глиняное произведение искусства для Ревдинского кирпичного завода.

О Ревдинской художественной школе, ее работниках и учениках можно рассказывать очень долго. Поэтому мы припасли для вас целую серию публикаций, которые будут выходить в номерах нашей газеты уже в следующем году. Мы расскажем о художниках, выпускниках, уникальных картинах и выставочном зале. Не пропустите!  

Андрей АГАФОНОВ. Фото Андрея Агафонова









Веб-камеры Ревды