Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
08:41
30 Апреля, вторник
Найти
11 Декабря 2016 Количество просмотров новости: 1353

Век кино: от передвижки до 3D

Была такая профессия

Галина Кострикина всю жизнь проработала киномехаником — была демонстратором фильмов в кинотеатрах. В век электронной техники даже представить сложно, что была такая профессия. Думаю, в Год кино многим будет интересно узнать, где учились на киномехаников и чем они занимались.  

1957 год. Галина в Школе киномехаников. Фото из личного архива Г.С.Кострикиной

В Школу киномехаников Галина Степановна попала по направлению  городского отдела культуры — нужны были специалисты, работающие на «передвижках» (мобильных киноустановках, ведь кинотеатров тогда еще не было). На киномехаников в основном учились мальчики, девочек было мало.

Получив образование, Галина приехала в Ревду. Ей дали участок: сёла Кунгурка и Крылатовка. По ним она и ездила со своей передвижкой и показывала такие любимые народом фильмы.

— Брала два довольно больших и тяжелых ящика, два громкоговорителя, банки металлические, еще один ящичек поменьше с усилителем и 16-ти миллиметровую пленку в бобинах, — рассказывает Галина Степановна. — А затем на лошадке ехала на место работы. Обратно приходилось идти со всей этой аппаратурой ночью пешком. Работала с большим удовольствием, и ходить по ночам домой не боялась: нас уважали в деревне и считали интеллигенцией. 

Фильм обычно умещался на две бобины 16-ти миллиметровой пленки.  Вставляли в проектор сначала одну бобину, а когда плёнка в ней заканчивалась — вторую.

Поработав несколько лет на кинопередвижке, Галина Степановна уехала в Свердловск, устроилась в кинотеатр «Салют». Там аппаратура была другая, работать с ней было интереснее. Сеансы начинались очень рано утром и заканчивались поздно вечером. Билеты всегда раскупались.

После появления ребёнка Галина Степановна вернулась в Ревду,  стала работать киномехаником в клубе Ревдинского метизно-металлургического завода.

А когда в 1965 году построили кинотеатр «Победа», Галина Кострикина перешла работать туда. По ее рассказам, работа была в радость: понимающий и дружный коллектив, хорошие условия труда.

В те годы многие часто завидовали киномеханикам, считали, что те постоянно смотрят фильмы, когда их «крутят». Но Галина Степановна сказала, что фильмы киномеханики на рабочем месте не смотрели. Им было не до того. Уже появилась 35-ти миллиметровая пленка, и её прокручивали на двух аппаратах. Одной бобины — это 380-390 метров плёнки — хватало минут на восемь. Один фильм состоял из 9-10 бобин —  3 километра киноплёнки! Скорость прокручивания — 25 кадров в секунду. Когда одна из частей фильма заканчивалась, её перематывали.

— Самое главное было — не перепутать порядок бобин и перемотать плёнку не «вверх ногами», — вспоминает Галина Степановна. — В зале сидит 500 человек, и если что-то на сеансе пойдет не так, будет стыдно перед людьми.

Но от ошибок в работе никто не застрахован. Были они и у киномехаников.

— Помню, как-то пленку все-таки «вверх ногами» перезарядили, — смеясь, вспоминает Галина Степановна. — А на детском сеансе вообще одну часть мультфильма пропустили. Но были трудности, и не зависящие от нас. Плёнка часто рвалась,  и нужно было быстро всё исправлять. На моей памяти был один взрыв ксеноновой лампы в кинопроекторе. Осколки тогда разлетелись примерно на пять метров. Грохот сильный был, зрители перепугались ужасно.

Платили киномеханикам немного. И как бы ни любила свою профессию Галина Степановна, была вынуждена ее оставить. Долгих 30 лет она работала на СУМЗе. С выходом на пенсию вернулась к своему любимому занятию — стала опять «крутить» кино — в 2006 году в «Победе» как раз открылся «Премьер-зал».

На вопрос «Ходите ли Вы в кинотеатр сейчас?» Галина Степановна ответила:  «Нет». Она говорит, что ей не нравятся современные фильмы — слишком много убийств, погонь и мата в них. Призналась, что и раньше, придя на сеанс как зритель, больше следила за технической частью: «Вижу, где-то царапина прошла — болт плохо закрутили. «Точка киномеханика» просколь­знула, значит, переход на другую установку скоро будет.

В 2011 году старую аппаратуру в кинотеатре демонтировали и поставили  3D. Поработав несколько месяцев на новой аппаратуре, Галина Степановна закончила свою карьеру, поняла, что 3D — оборудование новой эпохи, а её профессия «киномеханик» навсегда ушла в прошлое. 

Наталья ПЯТУНИНА

Век кино: от передвижки до 3D

Когда в Ревде стали показывать фильмы? Или впервые демонстрировали звуковой фильм? На эти и другие вопросы ответил краевед Сергей Новиков — человек, который лучше всех знает историю нашего города.

На фото 1943 год. Киномеханик Владимир Иосифович Клокочник с кинопередвижкой. Фото из архива краеведа С.Г.Новикова

— Сергей Григорьевич, в каком году в Ревде начали показывать кинофильмы?

— Первое упоминание относится примерно к 1926 году. На карте Ревды того года есть здание, оно находится под «Угольной горой», и на нём написано «Синематограф», то есть кинотеатр. В то время синематограф был без звука. Очень короткое кино шло минут 10-15. Кадры, чаще всего, были документальные, а в зале сидел пианист–тапёр, который играл музыку в зависимости от того, что идёт на экране. Если едет поезд — в быстром темпе, если люди идут, то играл что-нибудь помедленнее,  во время сцены, где были мужчина и женщина, звучала какая-нибудь романтичная музыка. В этом году исполнится 90 лет с начала первого показа кинофильма в Ревде.  И за этот период прошел большой технический скачок от кинотеатра «Синема­то­граф» с немым кино и тапёром до целого кинокомплекса с мощным  звуковым оборудованием, системой просмотра в формате 3D.

 

— Даже не верится, что было время немого кино. А когда в Ревде появились первые звуковые фильмы?

— Где-то в 1935 году. Например, «Золушка», «Чапаев». Звуковые фильмы были большой редкостью. Когда в 1937 году в клубе Ревдинского метизно-металлур­гического завода (сейчас это «Демидов-центр», - прим.ред.) показывали первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь» про беспризорников, то вся Ревда «ломил­ась» этот фильм посмотреть.

 

— Клуб РММЗ был единственным местом с кинопроектором?

— Нет, фильмы показывали еще в клубе имени 1 Мая на Комбинатском поселке Среднеуральского медеплавильного завода и в клубе имени Георгия Пятакова, который после перестройки в 1939 стал называться клубом «Цветников». В нём был кинозал на 300 мест. Вместо экрана была  натянута полутораметровая  тряпочка, и на ней показывали кино. Еще были кинопередвижки. Киномеханики ездили «крутить кино» в деревни: Краснояр, Мариинск, Кункурка, Крылатовка, Кислянка.

 

— Уже много лет центральным местом в городе является Площадь Победы с одноименным кинотеатром. Напомните, когда состоялось его открытие?

— В 1965 году. И до сих пор его ещё иногда называют «широкоэкранный кинотеатр «Победа». Экран для просмотра фильмов мог быть от 7 до 20 метров в длину. Это было супер! Даже головой крутили — не могли поверить! И звук впервые сделали стерео. Это производило сильное впечатление. Залы всегда были полные. А потом еще в 1967 году в совхозе «Ревдинский» построили клуб с кинозалом на 200 мест. 

 

— Сейчас перед просмотром кино показывают рекламу и анонсы новых фильмов. Раньше рекламы не было, что показывали перед кино?

— Начиная с Отечественной войны и до 70-х годов прошлого века — киножурналы «Новости дня». В них освещались разные события в СССР и за рубежом. Иногда «Новости дня» показывали вместе с юмористическим журналом «Фитиль». Его очень любили. 

Говоря о киножурналах, расскажу одну историю. В 70-е годы была очень популярна песня «Баллада о матери» Евгения Мартынова на стихи Андрея Дементьева. В песне поется, что колхозники пришли смотреть кинофильм. Им включают журнал «Новости дня», и в нём показывают военную хронику. И вдруг одна женщина видит на экране своего сына, убитого на войне, который бежит, кричит «Ура». Мать закричала: «Остановите фильм! Там мой сын!» Так вот, в Ревде был аналогичный случай. Наша землячка увидела в одном из киножурналов своего погибшего мужа. Его показали буквально на несколько секунд. Потом они с сыном долго упрашивали киномеханика, чтобы тот вырезал кадр, на котором спустя 10 лет увидели своего близкого человека. И этот кадр пролежал у неё многие годы. В прошлом году она мне его принесла. Я его отсканировал и напечатал две фотографии.

 

— Сейчас фильмы редко смотрят в кинотеатре, предпочитают телевизор.  «Эра телевидения» пришла в Ревду давно?

— В 1954 году состоялась первая телепрограмма Свердловского телевиденья. В Екатеринбурге, тогда еще Свердловске, было всего 100 телевизоров  на весь миллионный город, и по ним смотрели эту самую первую программу. Она была короткая. Диктор объявила: «Сегодня впервые в Свердловске состоится официальная телевизионная передача. Будет показан фильм-спектакль «Учитель танцев». Примерно через пять лет после этого события первые телевизоры появились в Ревде. Где-то к концу 60-х годов уже почти в каждой семье был телевизор.  В кинотеатры ходить стали реже. Да, конечно, там экран большой, звук хороший, а дома ты на диване лежишь! И кинотеатры стали «гибнуть». Перестали крутить кино в клубе РММЗ, в клубе Цветников и других местах. Долгое время кино ещё показывали в кинотеатре «Победа». Потом и в нём перестали. Но показ фильмов в Ревде не приостановился. Эстафету подхватил современный кинотеатр в развлекательном центре «Кин-дза-дза».

Варвара Заболотная, центр дополнительного образования









Веб-камеры Ревды