Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
05:09
11 Ноября, понедельник
Найти
08 Апреля 2016 Количество просмотров новости: 1370

Навстречу юбилею. Разговор о простых шестидесятых

80-летняя история досугового центра «Цветники» — это не только его помещение и интерьер. Это, прежде всего, люди и коллективы, которые многие годы служили культуре Ревды. Сюда приходили и уходили артисты, здесь открывались и закрывались студии. Но все воспоминания о клубе сводятся к одной важной мысли — «Мы все тут были как одна семья». И в преддверии 80-летия «Цветников» в рамках проекта «Навстречу юбилею» мы продолжаем собирать по крупицам большую историю досугового центра.

Сверху, слева направо: Тамара Антонова, Нина Зубова, Людмила Лебедева. Снизу: Валентина Десятова, Людмила Ратникова, Людмила Иванова

Коллектив без названия

Встречаться с поколением культуры 60-х мне всегда было интересно. Ведь после их рассказов можно провести для себя четкую грань — как к творчеству относились раньше и как относятся сейчас. Потому приглашение на чашечку чая от вокалистов «Цветников» тех лет я принял с огромным удовольствием. И сделал для себя определенные выводы. В последний мартовский день я встретился с солистками вокальной группы Людмилой Сорокиной (Лебедевой) и Людмилой Копытовой.

Да, Людмила Степановна Копытова, которая сегодня является бессменным режиссером народного театрального коллектива «Провинция», начинала свой творческий путь именно с вокального коллектива (тогда у него не было названия, просто — секстет). Было это в 1960 году. В коллективе пели шесть человек — Людмила Лебедева, Валентина Десятова, Людмила Иванова, Нина Зубова, Тамара Антонова и Людмила Ратникова. На встречу пришли только две участницы секстета. Кто-то не смог прийти по состоянию здоровья, кому-то нелегко было добраться из Екатеринбурга, кого-то уже нет с нами...

Людмила Степановна и Людмила Анатольевна достали старые фотографии. На них — они и артисты «Цветников» в те самые 60-е годы. Молодые, красивые, идейные, на сцене, на мероприятиях. Прошло время, изменились места и люди. Но огонек в глазах, который легко увидеть даже на черно-белой фотокарточке, горит до сих пор.

Леонид Чушев ведет занятие с Людмилой Лебедевой (слева) и Людмилой Ивановой (справа)

— Мы сюда [в «Цветники»] пришли, когда учились в седьмом классе, — начала рассказ Людмила Копытова (Ратникова). — Мне тогда было 13 лет.

— Это, между прочим, ты нас сюда сагитировала, — включилась в разговор Людмила Сорокина. — Мне, кстати, это очень сильно помогло в жизни. Особенно в профессии. Но занятость у нас тогда была неимоверная. И все ведь успевали! И учились хорошо.

— Да, мы еще в спортивную школу ходили. А потом я начала и в театральный ходить.

— А я еще в лыжной секции. А в 1961 году мы вступили в Комсомол, тогда как раз Гагарин в космос полетел. Мы этого так хотели! Да... Идейными были. Жили бедно, но очень дружно, всегда помогали друг другу.

«Казалось, мы были крутые!»

Самодеятельность в те годы артистки «Цветников» описывают как «большую, но тесную». Их вокальным коллективом руководил Леонид Чушев, театральным — Василий Исаев, танцевальным — Валентин Грачев. И все коллективы жили, творили, репетировали вместе, как одна семья.

— Помню, мы пели «Две девчонки танцуют на палубе», — все песни, про которые рассказывали Людмила Степановна и Людмила Анатольевна, они не просто проговаривали, а пропевали, задорно и с завидной ноткой ностальгии. — Во время исполнения просто стояли. А хотелось подвигаться. Тогда как раз мода на это пошла. Так мы всю ночь сидели и придумывали, какие будем делать движения. И ведь придумали.

— А пели вы под оркестр? — спрашиваю.

— Нет, ты что! Только под баян. Вокально-инструментальные ансамбли были лишь у Дворца культуры, — отвечает Людмила Копытова. — Люда, а помнишь, как нам сшили платья в клеточку, и мы в них на танцы пошли?

— Помню, — кивает Людмила Анатольевна. — А еще нам как-то раз на Новый год разрешили их взять и встретить праздник. Ой, я в этом платье так воображала. И не было стыдно, что мы в них еще и на сцене выступаем.

Вспомнив про сцену, Людмила Копытова продолжила рассказ о коллективе:

— Сначала мы пели на два голоса. Потом, когда Люда Иванова появилась, стали петь на три. У нее голос был похож на Эдиту Пьеху. Такой густой, красивый. Пели очень много. Помню, с Ниной Зубовой исполняли «Детство». Бывало, и дуэтами выступали. Солировала вроде только Иванова. Хотя нет, мне одну песню дали — «Как он хорош, мальчишка парижский». Но я ее не спела по-настоящему.

— Нас очень часто награждали. Грамоты давали, чешскую бижутерию. Ни у кого такой не было! А жили мы и правда дружно. Нас даже родители не боялись отпускать с концертами, мы ведь всю область объездили. Уезжали на несколько недель по деревням. Старшие за нами поглядывали, несли ответственность. И об этом не говорилось, они не клялись, что будут следить за нами. Просто так было.

— А в конкурсах ваш коллектив участвовал? — поинтересовался я и опять не угадал с ответом.

— Тогда не было таких конкурсов, как сейчас, — говорит Людмила Степановна. — Мы разве что с дворцовскими артистами конкурировали. У них база лучше была, оркестр инструментальный. Но мы были не хуже. Хоть они и выглядели шикарнее.

— И они уже двигались, когда песню пели, а мы еще стояли. Потому тоже решили двигаться. Раньше просто выходили друг за другом, вставали. Леонид Петрович нам кивал, и мы начинали петь. А тут двое с одной стороны вышли, другие с центра, кто-то с другой. Это было новинкой. Казалось, что мы были крутые.

«Всему начало дали «Цветники»

Коллектив просуществовал до 1965 года. Девушки окончили школу, и у каждой началась своя дорога по взрослой жизни. В «Цветниках» чуть дольше других задержались Валя Десятова и Людмила Ратникова, которая параллельно с вокальным коллективом еще играла и в театральном. Актерский ансамбль был очень дружным. В нем играли  Александр Александров, Геннадий Потапов, Софья Александровна, Владимир Коровин, Самойлов, супруги Лузины.  

— Впервые меня пригласили в постановку по пьесе Толстого «Коготок увяз, всей птичке пропасть». Был еще «Ленинградский проспект». На смену Василию Исаеву пришел Николай Кожевников — художник завода. У нас не было профессиональных режиссеров в то время. Если мы ехали с концертом в деревню или куда-то еще, то в программе были не только песни и танцы, но и сценки — это раньше в моде было. Я и играла, и пела. Выступила — побежала переодеваться. Спела — снова переодеваться.

— В округе мы все обшарили, — вспоминает Людмила Сорокина. — Нас встречали всегда хорошо, собирались полные залы. После концерта в деревнях были танцы. Где под баян, где под пластинки. Мы там, конечно, звездами были.

— Нас как-то раз наградили туристической путевкой по бажовским местам. Мы такие гордые были, считали, что заслужили.

— Вернулись звонкие такие, стройные. Песен туристических разучили, по городу ходили и горланили. И никто нас за это не осуждал! Видимо, неплохо пели. Особенно вот эту: «Мама, я лезу, в гору ма, ой не долезу, ой я сойду с ума, ох и тяжела судьба моя, мама».

— Есть что вспомнить, — вздыхает Людмила Копытова. — И всему этому начало дали «Цветники». — Мы очень любили Леонида Петровича Чушева. Он настолько был предан своему делу, а мы преданы ему и песне.

— Много хорошего было. Кто-то спросит, а почему вы сегодняшний день так не хвалите? Просто потому, что мы были молодыми. И отношение к жизни другое было. Мы не зацикливались на плохом.

Людмила Степановна после замужества и рождения дочери немного отошла от творчества. Конечно, потом было Культпросветучилище, а в 1971 году она вернулась в культуру, только уже в качестве работника — пришла во Дворец культуры. И, как мы все знаем, работает до сих пор. Вокальный коллектив дал хороший старт и Людмиле Сорокиной.

— Я была стеснительной. Если вызывали к доске, все начинало плыть перед глазами от волнения, я даже людей не видела. Но когда записалась в вокальный, стала смелее. А потом устроилась работать воспитателем в детском саду. Кто бы мог подумать! А какие я мероприятия проводила, всегда ведущей была.

Экс-вокалистки еще долго вспоминали свои творческие молодые годы. Говорили о том, что сцена в «Цветниках» раньше была больше, даже оркестровая яма имелась. Какая шикарная библиотека была. Да и вообще, в молодости все казалось большим, как и деревья. Вспоминали людей — вокалистов Толю Маринцева, Толю Молчанова, Мишу Машарапова, танцовщицу Лилию Щукину, семью Востриковых (Маша была вокалисткой, а Вера — театральной актрисой, чья дочь Вера потом тоже пришла в «Цветники»). Заговорили и о патриотизме, который они пронесли через всю юность. И ведь его тогда не воспитывали, не прививали, как сейчас. Он просто был, в душе. Да и многое в то время просто было. Не потому что «надо». Потому что так хотелось. 

Андрей АГАФОНОВ









Веб-камеры Ревды