Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
08:24
02 Мая, четверг
Найти
10 Декабря 2014 Количество просмотров новости: 2200

Почему закрывается цех ксантогенатов

Декабрь 2014 года — последний месяц работы одного из самых старейших подразделений Среднеуральского медеплавильного завода — цеха ксантогенатов. Первая тонна ксантогената на СУМЗе была выдана 20 июля 1938 года. С тех пор прошло 76 лет. И вот теперь это подразделение закрывается. Что стало причиной свертывания производства важной продукции, выпускаемой заводом для горно-обогатительной отрасли страны, беседуем с главным химиком ОАО «СУМЗ» Игорем Нечаевым.

 

— Игорь Юрьевич, почему цех ксантогенатов был построен в Ревде на СУМЗе, а не где-либо на другом подобном предприятии?

— Еще в 1931 году было принято решение о строительстве на Урале крупного медеплавильного комбината на базе Дегтярского месторождения медно-колчедановых руд. В состав комбината должны были войти обогатительная фабрика, медеплавильный и сернокислотный заводы. Для обогащения руд требовались ксантогенаты, которые являются эффективными реагентами-собирателями, применяемыми при флотационном обогащении медесодержащих руд. В СССР не было ни одного предприятия по производству ксантогенатов. Поэтому приняли решение построить завод по выпуску ксантогенатов рядом с одной из крупнейших обогатительных фабрик Урала. И это было первое предприятие по производству ксантогенатов в стране. В дальнейшем завод ксантогенатов вошел, в состав СУМЗа, как цех.

 

— Сумзовский ксантогенат был востребован не только у нас на заводе?

— В стране большими темпами развивалась металлургия, в том числе цветная. В связи с этим росло и потребление ксантогената. Тогда наш цех обеспечивал продукцией большинство предприятий.

 

— В связи с этим развивались ли мощности цеха?

— Проведенная в 1956 году реконструкция цеха ксантогенатов позволила довести мощность цеха до 8 500 тонн в год. Тогда же было установлено основное технологическое оборудование — центрифуги, работающие до сих пор. Дальнейшая модернизация технологического процесса позволила перекрыть проектную мощность цеха, и выпуск ксантогената в 1978 году составил 9 781 тонну. За этот период в цехе производили различные виды ксантогенатов: амиловый, этиловый, изопропиловый, но основным продуктом остался бутиловый ксантогенат калия, который наиболее распространен на обогатительных фабриках. Ксантогенат, выпускаемый СУМЗом, всегда был самого высокого качества. В больших объёмах его закупало предприятие ОАО «ГМК «Норильский никель». Нашими потребителями были все горно-обогатительные комбинаты УГМК, а также предприятия металлургии Казахстана.

 

— Почему СУМЗ вынужден закрыть такое востребованное производство?

— Поскольку старый, он перестал соответствовать современным требованиям в области охраны труда, пожарной и промышленной безопасности. Производство ксантогенатов является взрывопожароопасным. По этой причине требования к нему самые жесткие. Для приведения в соответствие всем требованиям необходимо было провести огромную работу. Не только менять оборудование, но и здания, взрывоустойчивость которых сегодня не обеспечивается. Для проведения реконструкции существующих производственных мощностей потребовалось бы остановить производство, что привело бы к потере постоянных потребителей, вынужденных перейти на ксантогенат других производителей. В связи с этим было принято решение разработки проекта строительства нового цеха на пустой площадке.

 

— Проект ведь был разработан?

— Да, проект был разработан. По нему произвели экономическую оценку окупаемости затрат. Результат вышел неутешительный: при необходимости капитальных вложений около 2 млрд. рублей, срок окупаемости составил свыше 20 лет. Кроме этого, в последнее время потребление ксантогената стало заметно снижаться в связи с тем, что на нашем рынке появился в достаточно больших количествах ксантогенат китайского производства по низкой цене. Все эти факторы и послужили причиной принятия решения о необходимости прекращения производства ксантогенатов на ОАО «СУМЗ» с 30 декабря 2014 года.

 

— На сегодняшний день в цехе ксантогенатов работает 93 человека. Как люди восприняли известие о прекращении производства ксантогената? Что будет с людьми после закрытия цеха?

— Конечно, для многих это стало неожиданностью. Но у нас на предприятии достаточно много вакансий. В течение последних четырех месяцев проводилась большая работа по трудоустройству персонала цеха ксантогенатов в другие подразделения завода. Практически всем изъявившим желание продолжать работу на предприятии смогли подобрать новое рабочее место. Они будут переведены туда сразу после прекращения выпуска ксантогената. Те, кто не смог подобрать место работы, а их оказалось совсем немного, примерно около 10 человек, будут сокращены в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

 

КОММЕНТАРИИ:

Андрей Романов, старший мастер цеха ксантогенатов:

— Закрытие цеха — это очень для нас неожиданно. Мы все возглагали большие надежды на его реконструкцию. В цехе сформирован работоспособный и ответственный коллектив. Во время текущих и капитальных ремонтов Химико-металлургического комплекса, нередко наших людей, незадействованных в ремонтных работах цеха, отправляли помочь сернокислотчикам и металлургам. Всегда было приятно слышать хорошие отзывы о наших тружениках, и высокой оценке их труда. Конечно, руководство завода сегодня делает все возможное, чтобы трудоустроить людей на заводе. Я, к примеру, перехожу в производственный отдел завода работать диспетчером.

 

Игорь Аминев, мастер смены цеха ксантогенатов:

— Очень сожалею, что приходится расставаться с коллективом. У нас он хороший, дружный, сплоченный, способный на взаимовыручку. Проработал в цехе 13 лет. Начинал аппаратчиком центрифуг 3 разряда и очень прикипел к работе, к людям. После закрытия цеха перехожу трудиться в медеплавильный цех плавильщиком. Это уже будет другой этап жизни…

 

Анатолий Белоусов, аппаратчик центрифуг 6 разряда, и.о. мастера смены:

— Новость о закрытии цеха — не самая лучшая для нашего коллектива. Конечно, люди это восприняли болезненно. Коллектив в цехе небольшой и стабильный. Это одна большая семья. Несмотря на то, что оборудование старое, люди старались сделать все, чтобы не было никаких непредвиденных ситуаций. Всегда приходили друг другу на помощь. Большинство, конечно, на сегодня уже определились с будущей своей работой. Некоторые еще в поиске, и я в том числе. Надеюсь, что у меня все получится.

Маргарита НУРГАЛЕЕВА









Веб-камеры Ревды