Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
16:21
28 Апреля, воскресенье
Найти
07 Августа 2019 Количество просмотров новости: 1632

Библиотечная редкость. В Ревде появился библиотекарь-мужчина. И он классный!

Мы нашли того, кто поменяет ваши представления о библиотеке навсегда. Сергей Желтышев — единственный мужчина-библиотекарь в Ревде. Сегодня этот талантливый человек трудится в краеведческом отделе Центральной городской библиотеки им. А.С. Пушкина. А познакомились мы с ним в «Читай-дворике», который успешно работает в нашем городе уже почти месяц.

В «Читай-дворике», который уже второй месяц работает на Горького, 30, Сергей Желтышев объясняет Тихону Кураеву, которого заинтересовал свежий номер журнала «За рулем», как был устроен правительственный ЗИЛ. Фото Владимира Коцюбы-Белых

Это по любви

«Читай-дворик» — это читальный зал под открытым небом, который уже месяц работает на ул. Горького, 30. Читатели могут посмаковать свежие журналы, газеты и книги не прямо на улице. Сергей Желтышев раскладывает в беседке свежую периодику и рассказывает о себе.

— Я профессиональный библиотекарь. После школы поступил в Свердловский пединститут, полгода проучился на филфаке. А затем — влюбился. И перевелся за любимой девушкой в Свердловское культпросветучилище, — рассказывает он.

С девушкой не сложилось, а училище Сергей окончил. Получил распределение в Верхнюю Пышму, но по семейным обстоятельствам вернулся домой — в поселок Шамары Шалинского района.

— Там два года проработал в детской библиотеке, потом «отбарабанил» еще семь лет

во взрослой. Дошел до заведующего библиотекой.

И вот тут жизнь Сергея Анатольевича круто меняется. Он ушел работать в газету «Шалинский вестник», затем в райисполком. Попутно окончил исторический факультет Пермского госуниверситета, затем юридический факультет Уральской академии госслужбы. Работал и учителем истории, и юристом в сфере ЖКХ.

— А еще «Единой Россией» занимался… Не знаю, это надо или нет говорить? Но это светлое пятно в моей жизни. Хоть и маленькое...

После таких кульбитов, в 2014 году ему поступает предложение снова вернуться в районную библиотеку в Шале. И он соглашается.

— Предложили подтянуть это дело, потому что в упадок там все пришло. Подтянул. А потом мы с моим руководителем немного не поняли друг друга, и я ушел.

 

«Охламон, хватит киснуть»

Ушел в никуда. Три года ухаживал за мамой-инвалидом, ждал выхода на пенсию. Но в конце прошлого года правительство подкинуло «сюрприз».

— Когда Путин пенсионный возраст поднял, я аж из себя вышел! Мог через год выйти на пенсию, а мне еще добавили. До этого никогда не матерился. А тут хороших слов вообще не нашлось. Ну, что есть, то есть — не святой.

Пришлось что-то думать. Выручили однокурсницы.

— Они мне пишут в «Одноклассниках»: «Охламон, чего сидишь, хватит киснуть, давай работать!» Я попросил подыскать место. Вот, предложили Ревду. А меня очень интересовало краеведение. Потому что я историк и меня все равно тянет к этому всему. Вот, с 10 июня я здесь.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

Считают бардом

Разговаривая с нами, Сергей Желтышев не забывает и про посетителей «Читай-дворика». Общается с ними мило, по-доброму, с прибаутками.

— Что такое «Лада Веста»? Никому и неизвестно. То ли дело эта «бэха» — вызывает море смеха, — комментирует он иллюстрации журнала «За рулем», который с интересом рассматривает юный читатель Тихон Кураев, придумывая на ходу рифмы.

Тут же спрашиваем Сергея Анатольевича про его отношения с поэзией.

— Я стихами с детства занимался, но как-то не реализовывался. А в 1995 году в универе написал стихи для одногруппников, которые создали группу «Оратай», на славянском значит «пахарь». Они положили их на музыку и с этой песней стали дипломантами какого-то фестиваля. Издал пять сборников. В районной библиотеке в Шале их можно найти. Музыку пишу, на гитаре играю. Дома меня бардом считают. Неделю назад вот про Ревду написал песню, но пока нигде не исполнял.

 

Семья поддерживает

Сейчас Сергей Анатольевич неделю обитает в Первоуральске, где живет семья сына, в выходные уезжает к жене и дочери домой.

— Супруга у меня тоже библиотекарь, шесть лет проработала, сейчас занимается бизнесом. Мы 33 года вместе прожили. Дочка окончила сельхозакадемию, сейчас работает вместе с женой, а сын работает в полиции.

На вопрос, не была ли семья против того, чтобы он работал так далеко от дома, Сергей Анатольевич мотает головой:

— Было время, когда я резко выпал из системы, не работал, был невостребован. А для творческих натур это очень тяжело: был на виду и, раз, — ушел в тень. Поэтому сейчас все меня поддерживают и рады, что я нашел дело по душе.

 

Ребенка можно увлечь, взрослого — редко

О новой работе Сергей Желтышев говорит: «Пока вникаю».

— Я работал в районной библиотеке, тут городская. Это не лучше, не хуже. Она другая. Тут все другое — народ, экономика, география.

На вопрос, часто ли коллеги просят выполнить чисто мужскую работу — гвоздь вбить или шкаф передвинуть, вспоминает, что уже просили перетащить книги. Не отказал, перетащил.

А вот что Сергей Желтышев может сравнить, так это работу с юными и взрослыми читателями.

— С детьми проще. С ними не нужно сюсюкаться, притворятся. Когда с ребенком общаешься на равных, он ценит это. И ребенка можно увлечь чем-то, предложить то, в чем ты уверен. И он, скорее всего, согласится с твоим опытным литературным вкусом. А взрослые читатели более требовательны, знают, что им надо, их в чем-то убедить бывает крайне сложно.

Фото Владимира Коцюбы-Белых

Уцепиться за Пугачева

Мнение, что библиотечная работа чрезвычайно спокойная, — ошибочное, считает наш герой.

— Прописываешь формуляры, расставляешь книги по полочкам. Если читатель пришел впервые, его нужно оформить, рассказать наши правила. Потом идешь за газетами, в том числе за любимым «Ревдинским рабочим». Газету нужно зарегистрировать и расписать, то есть составить справку, о чем говорится в каждом материале. Раньше по ГОСТу на это отводилось 40 минут. Если ты не читаешь этого всего, не ответишь читателю на какой-то вопрос, значит, в следующий раз к тебе не придут.

Новый библиотекарь уже познакомился с местными краеведами Сергеем Новиковым и Валерием Шумковым. С последним даже запланировал экспедицию. А еще определил для себя тему, которой бы хотел позаниматься.

— Я звонил друзьям в областной краеведческий музей, они мне дали информацию, что здесь были три передовых отряда башкир войска Емельяна Пугачева. Они заходили в несколько рабочих поселков. Рабочий люд не оказал сопротивления, наоборот, приветствовали их. Но почему башкиры все-таки разорили эти поселения и жителей увели в полон — вот это мне непонятно. Эта та тема, за которую можно уцепиться.

 

Ревда зеленая и приветливая

Сергей Желтышев признается, что сейчас читает выборочно.

— Этот этап, когда читал много, взахлёб и все подряд, уже прошел. И вот это, наверное, привлекает больше всего в моей работе — я имею возможность профессионально ориентироваться в литературе.

На вопрос, что понравилось в Ревде, отвечает, не задумываясь — Литературный сквер. А еще то, что Ревда зеленая и люди здесь приветливые. И, конечно, богатая история нашего города.

Напоследок спросили Сергея Анатольевича, каково это — ощущать себя редкостью?

— Ну, вы уж загнули — редкость… А впрочем, когда я начинал работать, в Свердловской области было всего три мужика-профессиональных библиотекаря. Это вместе со мной. Наверное, да, вы правы, до сих пор это редкость. Но я никогда не задумывался об этом.

Ольга ВЕРТЛЮГОВА









Веб-камеры Ревды