Авторизация

Войти
Забыли пароль?

Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь

Регистрация

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Максимальный размер файла: 2048 Kbytes
Допустимые форматы изображений: png, jpeg, jpg, gif
может использоваться как логин при входе на сайт
Допустимые символы пароля: . _ a-z A-Z 0-9 , не меньше 5 символов
капча
Зарегистрироваться
14:47
02 Мая, четверг
Найти
30 Августа 2015 Количество просмотров новости: 1420

Любить и быть любимой

В четверг, 20 августа, 90 лет отметила ветеран СУМЗа Клавдия Тарасова. Ее внук, Анатолий Отраднов, был восходящей звездой российского кинематографа. Окончив в Ревде школу №2, он поступил в Екатеринбургский театральный институт. Получив высшее образование, Анатолий уехал в Москву. Там снимался во многих кинолентах, но в 29 лет скончался. Следственный комитет РФ сообщил, что его отравили. С тех событий прошло уже три года. Дома у Клавдии Парфеновны хранится множество фотографий внука. Он остался для нее живым. Как будто бы просто уехал на съемки…

Клавдия Парфеновна Тарасова с внуком Анатолием Отрадновым.

Еще когда Анатолий Отраднов учился на первом курсе, успешно сыграл свою первую роль в фильме «Игры мотыльков». Учась в институте, он брался за работу в екатеринбургском ТЮЗе, в нижегородском театре «Комедия». А вскоре после окончания ВУЗа перебрался в Москву, где начал активно сниматься в кино. Яркого парня можно было увидеть в ролях в фильме «Чужая», в сериалах «Танки грязи не боятся», «Интерны», «Глухарь», «Мент в законе», «Солдаты». Всего за свою карьеру он успел сняться более чем в 40 телевизионных и кинопроектах. У Анатолия в столице осталась жена Виталина и дочка София. Раз в год они стараются приезжать к родным в Ревду.

Рассказывая о внуке, бабушка Клава уже не плачет. Она с теплотой смотрит на его фотографии, улыбается и говорит, что он для всех, кто его любил, останется живым. Толя — гордость и для нее, и для всей семьи. Близкие помнят его актерскую мечту: он хотел сняться в фильме про ВОВ, сыграть того, кто в финале спасает детей или прикрывает собой погибающих. Может быть, эта мечта как раз сбылась бы к 70-летию Великой Победы, которую отмечала наша страна в этом году. Но, видимо, не суждено…

Клавдия Парфеновна Тарасова с дочкой Валентиной и внучкой Валерией.

Для самой Клавдии Парфеновны война — время жутких воспоминаний о голоде, о потерях, о боли. Причем она совершенно открыто говорит, что горя хлебнули не только от немецких солдат, но и от русских партизанов. Начало ВОВ застало 16-летнюю девчушку в ее родном хуторе Холмецком, Брасовского района Брянской области. Там она жила с отцом Парфеном Демьяновичем Марачевым и матерью Маврой Семеновной. Помимо Клавы в доме росло еще трое детей. До роковых событий родители работали в колхозе, держали домашний скот и трудились в большом огороде.

Летом 1941 года немецкие войска заняли хутор, и оккупационные власти решили направить всех жителей на принудительные работы в Германию. Люди шли пешком и гнали скот. Семью Клавдии Парфеновны разъединили. Она с сестрой попала в село Мюнхенск, где девушек заставляли убирать брюкву и ей же кормили. Это длилось всего шесть месяцев, но они навсегда оставили тяжкий след в сердце Клавы и ее сестренки.

Спустя полгода, советские солдаты вошли в село Мюнхенск и освободили русских. Но не все с уважением относились к тем, кто оказался тогда у немцев. Кто-то зло называл их предательницами и шпионками. Кто-то обвинял в том, что девчонки на работах у фашистов наворовали золото и скрывают его от советских солдат. Когда Клава и ее соратницы слышали такое в свой адрес, плакали навзрыд. Клавдия Парфеновна до сих пор вспоминает это с обидой. А потом добавляет:

— Какие-то представители наших высших военных чинов спросили нас: мол, почему вы так плачете? Мы им объяснили. Они попросили показать тех солдат, которые нас обзывали и требовали золото. Мы показали. Их застрелили у нас на глазах…

Слева — София, дочка Анатолия Отраднова.

Вернувшись в свой хутор, Клавдия устроилась в лесохозяйство, где занималась сбором смолы с деревьев. В 1943 году она познакомилась с будущим мужем Александром Тарасовым. В том же году его взяли на фронт, где молодой парень получил ранение. Домой Александр Петрович вернулся только в 1948 году. И лишь через пару лет они смогли зарегистрировать свой брак.

Работы и жилья на хуторе не было, потому молодожены переехали в Архангельскую область. Клавдия Парфеновна занималась воспитанием детей, а ее муж зарабатывал деньги на переезд к своим родственникам в Херсон. Но в 1955 году заболел старший сын, и врачи посоветовали сменить климат. На семейном совете Тарасовы приняли решение переехать на Урал, в Ревду. Здесь тоже жили родные Тарасовых.

Александр Петрович устроился на СУМЗ, в железнодорожный цех. Первое время жить пришлось в бараке. Чтобы решить жилищный вопрос, супруг Тарасовой перевелся в медеплавильный цех, где много лет отработал плавильщиком. Вскоре многодетной семье, в которой уже росло четверо ребятишек, выделили трехкомнатную квартиру.

— Мой Саша долгое время не разрешал мне устраиваться на работу. Говорил, чтобы я занималась детьми и хлопотала по хозяйству, — рассказала наша именинница. — Он был очень заботливым. Многие мне завидовали, видя его любовь. А раз не работала, упрекали в том, что бездельничаю. Да, какой там бездельничать?! Вместе со своими детьми брала ребятишек кого-нибудь из Сашиных коллег, помогала тем, кому некуда было деть малышей. Дома был мини-детсад, как это сейчас говорят.

И все-таки Клавдия Парфеновна смогла выпроситься у супруга на работу — как только дети подросли и стали более самостоятельными. В июне 1966 года она устроилась техничкой в сумзовское ЖКО, но через год перешла работать кондуктором в Ревдинскую автобазу №12. В сентябре 1970 года решила вернуться на СУМЗ, ей предложили место уборщицы душевых в МПЦ. Там проработала до 31 августа 1980 года, и вышла на заслуженный отдых. Те десять лет вспоминает с теплотой:

Клавдия Парфеновна Тарасова с дочкой Валентиной и внучкой Валерией.

— Любили меня заводчане, благодарили за заботу, за то, что брала домой их полотенца и стирала, а потом чистенькими и глаженными возвращала обратно. Называли «Наша мамка!»

За старание и добросовестный труд Клавдию Парфеновну неоднократно награждали ценными подарками и объявляли благодарности. СУМЗ стал родным предприятием для их семьи. Здесь не только трудились супруги Тарасовы, но и их старший сын Вячеслав: 37 лет отдал он медеплавильному цеху, где так же, как и отец, трудился плавильщиком.

С СУМЗом связано много добрых воспоминаний. Так, однажды в Киеве собирались однополчане Александра Тарасова. А он ехать не хотел: и денег не было, и без жены туда отправлять даже не думал. Его вызвал к себе Иосиф Гевандович Саркисов, бывший в то время директором СУМЗа. После этого разговора Тарасову выписали финансовую помощь, которой хватило на поездку для двоих на ту самую встречу участников ВОВ. У Клавдии Парфеновны хранится фотография с двумя генералами. Она говорит, что муж часто вспоминал те дни и благодарил руководство завода за помощь в организации поездки.

— Я прожила с Сашей очень хорошую жизнь! — сказала юбилярша. — 68 лет нашего брака — это лучшие годы. Его не стало в 2011 году, но даже сегодня чувствую его заботу. Например, я вдобавок к своей пенсии получаю выплату как вдова инвалида ВОВ. Знаете, какая это поддержка?! И при жизни он опекал меня, и после смерти его опека продолжается.

Сегодня в Ревде живет только дочка Тарасовых — Валентина Александровна, мама того самого Анатолия Отрадного. Она заботится о Клавдии Парфеновне, каждый день навещает пожилую маму и помогает ей по дому. Также большую радость дарят 90-летней бабушке и прабабушке ее восемь внуков и шесть правнуков. На юбилей одним из подарков стало большое кресло-качалка. Когда активисты Совета ветеранов СУМЗа пришли к Клавдии Тарасовой с поздравлениями и подарками, то сразу заприметили красивое кресло.

— Да, меня любят! — смеясь, сказала именинница. — Наверное, это и есть секрет долгих лет: чтобы тебя любили и чтобы ты любила. Когда такие отношения с родными людьми, тогда и пожить еще хочется. Молю Бога, чтобы не болеть, не быть обузой, а, наоборот, в чем-то еще быть поддержкой!

Ольга КУСКОВА

Галина ТОРОПОВА









Веб-камеры Ревды