Если у вас нет аккаунта, то, пожалуйста, зарегистрируйтeсь
Наталья РАКИНА
На первом в этом году расширенном аппаратном совещании администрации Ольга Тучева, руководитель Управления социальной политики, рассказала о новшествах в социальном обслуживании. Вступил в силу Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», принятый в декабре 2012 года, и был принят закон «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области».
— Управлением с декабря 2014 года начата разъяснительная компания о порядке и условиях предоставления социальных услуг в Свердловской области, — сказала Ольга Тучева. — Сначала законы и нормативно-правовые акты изучали специалисты Управления социальной политики и сотрудники учреждений социального обслуживания. Затем проводились круглые столы с представителями общественных организаций, активом городского Совета ветеранов, в Школе пожилого возраста прошли занятия на эту тему.
Информация о нововведениях размещена на стендах Управления, в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних и комплексном центре обслуживания населения.
По словам Ольги Владимировны, введение новшеств на людях не отразится:
— Социальные услуги в любом случае будут предоставлены. Оперативное взаимодействие между учреждениями и управлениями налажено. Переходный период должен пройти бесконфликтно. Напомню, что социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя, в том числе и в электронной форме.
Определены основные понятия, принципы и методы контроля
Новым законом четко определены такие понятия, как «получатель социальных услуг». Это гражданин, который признан нуждающимся в их оказании. «Стандарт социальной услуги» — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления. «Профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании» подразумевает систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
В новом Федеральном законе нет такого понятия, как «трудная жизненная ситуация». Вместо него четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании.
В новом законе определены основные принципы социального обслуживания, указаны формы контроля. Общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Индивидуальная программа социального обслуживания
Индивидуальная программа — это документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Закон предполагает индивидуальный подход, программа которого составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, указывается перечень рекомендуемых поставщиков этих услуг.
— В каждом конкретном случае Управление будет принимать решение, исходя из его жизненной ситуации гражданина. В каждом отдельном случае будет определен перечень социальных услуг, которые могут быть предоставлены как платно, так и бесплатно, — пояснила Ольга Владимировна. — Бесплатно услуги предоставляются тем, чей среднедушевой доход меньше полуторной величины прожиточного минимума.
Планка — полтора минимума
В соответствии с новым законом предельная величина среднедушевого дохода для предоставления бесплатных социальных услуг устанавливается в размере 1,5 величины прожиточного минимума, установленного в области. Прожиточный минимум на 1 квартал 2015 года на душу населения составил 8025 рублей, для пенсионеров — 6622 рубля. Но среднедушевой доход — не единственный критерий выбора:
— Хочу обратить внимание всех на то, что Правительством области могут быть предусмотрены иные категории граждан — получателей бесплатных услуг, — подчеркнула Ольга Тучева. — А лицам, указанным в пунктах 1-3 статьи 21, бесплатно предоставляются социальные услуги, включенные в перечень и предусмотренные индивидуальной программой. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги.
Закон на перспективу
Законом определены и источники финансового обеспечения социального обслуживания. Кроме средств регионального бюджета и доходов от предоставления платных социальных услуг, это могут быть благотворительные взносы и пожертвования, а также доходы от предпринимательской деятельности.
По оценкам экспертов, данный закон после вступления в силу будет не только соответствовать реалиям сегодняшнего дня, но и работать на перспективу. Еще один немаловажный момент — в законе установлены меры социальной поддержки работникам организаций соцобслуживания, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах. Работникам организаций соцобслуживания, окончившим ВУЗ, предусмотрено единовременное пособие на обзаведение хозяйством.
В 2014 году СРЦН оказано 52 тысячи услуг несовершеннолетним детям. 102 несовершеннолетних прошли реабилитацию в Центре.
КЦСОН оказано 196 тысяч услуг гражданам пожилого возраста. В том числе гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. На социальном обслуживании на дому находятся 760 граждан пожилого возраста.
Социальные услуги в форме обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах предоставляются бесплатно:
— несовершеннолетним детям;
— лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (этнических) конфликтах.
На сегодняшний день принято 17 нормативно-правовых актов и 2 областных закона. Это базовый закон № 108 «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области», Постановление областного правительства №1149 «Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Свердловской области». Все законы и нормативно-правовые акты можно найти на сайте Министерства социальной политики.